Известия,
16 января 2023 г.
Бито-крыто: страховщики почти прекратили ремонтировать авто по ОСАГО
1005 просмотров
Доля компенсаций в виде ремонта по полисам обязательной автогражданки упала почти до 0% к концу 2022 года, рассказали «Известиям» в Российском союзе автостраховщиков. При этом в первые месяцы прошлого года показатель по рынку составлял 9–11%. Тенденцию подтвердили в Банке России и на рынке. Из-за дефицита запчастей сервисы не могут выполнить требования к срокам и качеству ремонта по ОСАГО, а денежной выплаты клиентам часто не хватает для полноценного восстановления, отметили эксперты. Однако в ЦБ не поддерживают инициативу увеличить сроки ремонта и разрешить использование б/у запчастей, так как это может идти вразрез с интересами клиентов, а также безопасностью.
Отдам деньгами
На фоне дефицита запчастей и значительного увеличения сроков поставки деталей страховщики практически прекратили ремонтировать авто по ОСАГО. К концу прошлого года доля компенсаций в виде ремонта по рынку приблизилась к 0%, хотя еще в первые месяцы 2022-го составляла порядка 9–11%, рассказали «Известиям» в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Там пояснили: у отдельных страховых компаний уровень такого возмещения может сохраняться в зависимости от портфеля, однако в целом ремонт сейчас практически отсутствует как тип компенсации по обязательной автогражданке.
Улучшение ситуации возможно только в случае изменения законодательства или налаживания параллельного импорта, отметили в РСА. Ранее в союзе уже предлагали увеличить максимальный срок ремонта по ОСАГО с 30 до 60 дней и разрешить использовать б/у запчасти, которые не влияют на безопасность.
Однако в Банке России не поддерживают эти инициативы, сообщили «Известиям» в пресс-службе регулятора. Там объяснили: увеличение сроков ремонта способно привести к тому, что клиент не сможет использовать авто в течение долгого времени, а разрешение применять бывшие в употреблении детали для восстановления поврежденных машин — к снижению уровня безопасности на дорогах.
Закон об ОСАГО позволяет страховщикам компенсировать потерпевшим убытки как за счет ремонта, так и в форме денежной выплаты. Если у компании есть договор со станцией технического обслуживания, которая может выполнить ремонт в установленное время, то такое возмещение будет в приоритете. При согласии клиента машину отправят в сервис даже в случае удлинения срока ремонта. Если же потерпевший откажется, страховщик имеет право заменить натуральное возмещение на денежную выплату, пояснили в пресс-службе Центробанка.
Там подтвердили снижение доли компенсаций в виде ремонта по ОСАГО. В целом за год показатель уменьшился с 9% в 2021-м до примерно 5% в 2022-м. Причина тому — возникший на рынке дефицит запчастей и комплектующих, из-за которого значительно увеличились сроки ремонта авто, сообщили в ЦБ.
По данным регулятора, количество жалоб россиян на несоблюдение сроков или отказ выполнять ремонт по таким полисам в 2022 году выросло на треть и достигло порядка 1,3 тыс. Однако после всплеска числа обращений в феврале–мае их уровень вернулся к значениям 2021 года, подчеркнули в ЦБ.
Ремонтные заботы
В ряде страховых компаний подтвердили значительное снижение доли натурального возмещения по ОСАГО. Сейчас ремонтируются автомобили только тех клиентов, которые готовы на увеличение сроков и использование аналоговых деталей, сообщил директор департамента урегулирования убытков компании «Абсолют Страхование» Игорь Люкин. Он добавил: в IV квартале прошлого года доля ремонта у них составила только 7%, хотя еще в начале 2022-го достигала 30%.
В условиях повышения доли денежных выплат есть риск роста мошенничества, отметил Игорь Люкин. По его мнению, необходимо увеличить сроки ремонта или изменить дату исчисления на момент поставки запчастей, а также разрешить использовать б/у детали, которые не влияют на безопасность авто.
С этим согласны в СК «МАКС». Компания предлагала также ввести временный мораторий на ремонт машин в рамках ОСАГО, рассказал директор департамента урегулирования убытков по автотранспорту Иван Попов. Он объяснил: сейчас страховщик не имеет физической возможности выполнить обязательства, установленные в законе. Кроме того, большинство клиентов после получения выплаты сами прибегают к использованию б/у запчастей или восстановлению поврежденной детали.
Многие компании настроили параллельный импорт, однако рынок всё равно испытывает серьезный дефицит комплектующих, подчеркнул Иван Попов. Так, по авто европейского, британского и американского производства доля ремонта действительно близка к 0%. Причем в 2023 году ситуация вряд ли изменится.
Доля урегулирования в виде ремонта по ОСАГО в «АльфаСтраховании» также находится на минимальных уровнях, сообщил директор департамента страховых выплат компании Александр Харагезов. Это связано с тем, что станции техобслуживания не могут гарантировать проведение ремонта в отведенные законом 30 дней из-за проблем со сроками поставок.
Впрочем, в «Ингосстрахе» не увидели значительных изменений. По РФ доля натурального возмещения сохранилась на уровне 22%, сообщил руководитель дирекции розничного бизнеса компании Виталий Княгиничев. А в «Росгосстрахе» после снижения этого показателя во II и в III кварталах 2022-го зафиксировали постепенное восстановление доли к концу года до 8%.
До 2022 года приоритетной была форма возмещения в виде ремонта, так как она позволяет снизить риски мошенничества, отметила старший директор рейтингов финансовых компаний НРА Татьяна Никитина. Однако дефицит запчастей, удлинившиеся сроки поставок, резкое подорожание и отсутствие оригинальных деталей для некоторых иномарок приводят к замене ремонта на денежные выплаты. По мере налаживания цепочек поставок доля натурального возмещения будет расти, однако это может занять 12–18 месяцев, ожидает эксперт.
Проведение ремонта в рамках ОСАГО жестко регламентировано по срокам и качеству, а в текущей ситуации сервисы и страховщики зачастую не могут выполнить эти требования, подчеркнула заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алла Борисова. Однако при денежной выплате в условиях подорожания запчастей клиенты часто сталкиваются с тем, что суммы оказывается недостаточно для проведения полноценного ремонта.
Мария КОЛОБОВА
Вся пресса за 16 января 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
28 мая 2025 г.

|
|
Gorod.lv, 28 мая 2025 г.
Больше всего случаев участия незастрахованных автомобилей в ДТП фиксируется в Латгалии

|
|
Авторамблер, 28 мая 2025 г.
ОСАГО может подорожать на 50% в регионах с большим количеством ДТП

|
|
Тюменская линия, 28 мая 2025 г.
Пострадавшие в паводок ишимцы могут обратиться в страховую компанию за выплатами

|
|
Forbes Казахстан, 28 мая 2025 г.
Как изменились правила обязательного автострахования в Казахстане

|
|
ОрёлТаймс, 28 мая 2025 г.
Орловцы жалуются на работу банков и страховых компаний

|
|
korins.ru, 28 мая 2025 г.
ВСС: региональные рабочие группы страховщиков как инструмент противодействия страховому мошенничеству

|
|
gazeta-n1.ru, Улан-Удэ, 28 мая 2025 г.
Замена страховки молодому улан-удэнцу обошлась в 577 тысяч рублей

|
|
ГТРК Башкортостан, 28 мая 2025 г.
В Уфе водитель Hyundai Solaris насмерть сбил лося

|
|
РИА Новости, 28 мая 2025 г.
Председатель ФОМС обсудил с послом Судана сотрудничество в медстраховании

|
|
Autonews.ru, 28 мая 2025 г.
Штрафы с камер за отсутствие ОСАГО скажутся на стоимости полисов. Причины

|
|
РИАМО, 28 мая 2025 г.
РНПК: 3 тенденции наблюдаются на российском рынке перестрахования

|
|
Frank Media, 28 мая 2025 г.
Атаки дронов и рост убытков изменили рынок перестрахования в России

|
|
Конкурент, Владивосток, 28 мая 2025 г.
Новый поворот в ситуации с ОСАГО. Водителей без полиса ждут камеры

|
|
Агроэксперт, 28 мая 2025 г.
Страховые выплаты по договорам с господдержкой за 4 месяца превысили 4,2 млрд рублей

|
|
Новости транспорта, 28 мая 2025 г.
Центробанк озаботился снижением стоимости ОСАГО для аккуратных водителей

|
|
Известия онлайн, 28 мая 2025 г.
Более половины россиян всегда используют страховку для путешествий

|
|
Forbes, 28 мая 2025 г.
Страховщики оценили убытки из-за атак дронов

|
 Остальные материалы за 28 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|